"Знай наших!"

заочная школа для учащихся 6 классов

Урок 1

"Свидетели прошлого"

 

Дорогие друзья!

   У каждого периода всемирной истории есть свое имя. Эти имена вам хорошо известны: история первобытного общества, история древнего мира, история нового времени.
   Имя эпохи, которую вам предстоит узнать, немного странное: история средних веков. В каком смысле «средних»? «Средних», потому что «не очень хороших и не слишком плохих»? Или потому, что «находящихся между»? А может быть, ничего важного тогда не происходило, и средние века были веками «пустыми»?
   Впервые «средним веком» (именно так, в единственном числе) время, прошедшее от падения Западной Римской империи до расцвета в Италии культуры Возрождения, было названо в XV столетии теми, кто мечтал возродить античность, классическую культуру Греции и Рима. Они считали «средний век» эпохой, не давшей человечеству ничего. Она лишь испортила ясную и звучную латынь древности, превратила в руины ее замечательную культуру.
   Так была заложена традиция критического отношения к средним векам. Она сохранялась очень долго и жива даже сегодня. Конечно, это отношение к средневековью и несправедливо, и не научно. Наука не осуждает целую эпоху только за то, что она не похожа на современность. Она пытается понять прошлое, признавая за ним право быть другим. Поэтому историк, говоря «средние века», совсем не хочет сказать о них что-то плохое. Просто по сложившемуся обычаю так называют эпоху, наступившую после падения Западной Римской империи в V веке и завершившуюся в конце XV столетия, когда начался длительный процесс перехода к новому времени.
   Если представить всемирную историю в виде ленты времени, средневековье займет на ней отрезок длиной в десять веков, или тысячу лет. Тысячелетие, обладавшее особым, только ему присущим своеобразием.
   Считают, что у каждого времени есть что-то свое, особенное, создающее его неповторимый облик. Это неповторимое закрепляется в словах. Произнося их, мы обязательно вспо-минаем об эпохе, их создавшей. Какие слова напоминают о средневековье? Очень многие: рыцарь, крестовый поход, готический собор, инквизиция, турнир, герольд, ремесленный цех, арбалет, зависимость крестьян, вассал, схоластика, любовь к Прекрасной Даме.
   Вы можете продолжить этот перечень. В нем, обратите внимание, есть слова, с которыми вы связываете и что-то хорошее (рыцарь, служение даме, собор), и что-то плохое (зависимость крестьян, инквизиция). Средневековье, как и любая другая эпоха, многоцветно. Рядом с устремленными в небо шпилями соборов — костры инквизиции, рыцарским отношением к даме — бесправие женщин в повседневной жизни, удивительными работами ремесленников — несвобода крестьян. Все связано. Убери одно, разрушится остальное.
Эпоха средних веков поэтому не только многоцветна, разнообразна в своих проявлениях, но и целостна. Она не сразу приобрела свой неповторимый облик. Многое менялось на протяжении столетий. Вот почему необходимо выделять в ее истории отдельные периоды. О них рассказывает лента времени.
 
   Раннее средневековье — время зарождения, становления, формирования новой эпохи.

   Зрелое средневековье — пора его расцвета, зрелости.

   Позднее средневековье — «осень», время долгого заката, постепенного движения к порогу нового времени.
   Средние века отделяют от сегодняшнего дня более пятисот лет. Почти что вечность, которая, казалось бы, должна была поглотить всякую память о времени замков, соборов, крестовых походов и первых университетов. К счастью, прошлое не безмолвно. У него есть свой язык, понятный тем, кто хочет знать, что было раньше. У него есть свидетели, пришедшие в настоящее.
   Этих свидетелей, способных донести до нас информацию о прошлом, называют историческими источниками. Они разнообразны. Для истории средних веков особенно ценны письменные источники (тексты законов, писем, указов, хроник, судебных решений, произведения литературы). О многом могут рассказать иллюстрации, сохранившиеся в рукописных книгах (миниатюры), памятники архитектуры, оружие, орудия труда, монеты, печати, гербы, произведения искусства. Внимательный человек найдет полезную информацию в названиях деревень и городов, именах людей, особенностях почвы и климата.
   Нужно только помнить, что, как и любой другой свидетель, исторический источник часто о чем-то не договаривает, про что-то не знает, иногда просто лжет.
  А теперь, дорогие друзья, приглашаем вас к выполнению заданий, которые помогут вам расширить круг своих заданий.
При выполнении заданий вы можете воспользоваться дополнительной и справочной литературой, а также вышеизложенным материалом.

 

Скачать задания контрольной работы 1

 

Желаю вам удачи!

Ирина Николаевна

Посмотреть ответы

Последнее обновление: 10/27/2009 19:12:16
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz