"Знай наших!"

заочная школа для учащихся 6 классов

Урок 1

«Как возникла Земля»

 

Представьте, ребята картину вот эту:
Наш дом – это шар – голубая планета.
Какой он огромный! – да, нет – он малютка,
Вот звезды – огромны…
Становится жутко,
Как может такая пылинка родится, 
И не затеряться, и не распылиться!??
Мы в доме живем под единою крышей,
Мы воздухом общим с животными дышим,
Мы солнечным светом единым согреты.
Земляне – наш дом – голубая планета!
Нам в доме уютно, тепло и свободно.
Мы в недрах природы живем беззаботно,
Мы учимся слышать, мы учимся видеть,
Заботится и ни за что не обидеть.

Здравствуй, дорогой друг!

 В 6 классе ты начал изучение нового предмета – география. Ты уже знаешь, что география – это слово греческого происхождения. Рождение этой науки в европейской цивилизации связано с античными государствами средиземноморья и в первую очередь с древней грецией. «гео» - земля, «графос» - пишу, т. е. наука об описании земли. Название это предложил древнегреческий ученый эратосфен. Такая задача была у древних, античных географов. Можно сказать, что первыми географами были путешественники и мореплаватели. Возвращаясь из дальних странствий, они рассказывали своим соотечественникам о природе других стран и людях, живущих там. Кто – то скажет, что в наше время изведаны и описаны все материки и океаны земли, что изучать географам больше нечего. Однако загадка земли заключается в том, что, чем больше люди узнают о ней, тем больше надо узнать, а главное объяснить. География сможет объяснить тебе много интересного и нужного: почему день сменяет ночь, а зима – весну; как «бежит» время; что находится в центре земли; почему облака такие разные; какие народы населяют нашу планету и на каких языках говорят. Пусть считают, что на земле не осталось «белых» пятен и на карту нанесено все, но ты попробуешь сам стать юным географом, будешь делать свои собственные открытия и исследования!
 Сегодня тебе предстоит отправиться в необычное путешествие, которое будет длиться весь учебный год. Во время путешествия по нашей планете, выполнив успешно все контрольные работы, ты соберешь ее географический портрет, создашь образ земли.
Чтобы путешествие оказалось успешным, необходимо взять с собой все нужное. Для путешествия тебе понадобится: географические атласы для 6 и 7 класса, умение работать с различными источниками информации (интернет, книги, журналы и т. д.), любознательность, самостоятельность и терпение. Так же внимательно читай статью, которая предлагается для ознакомления с темой, она поможет тебе при выполнении многих заданий. Итак, готов? Тогда в путь!

Как возникла наша земля?


 Знаем ли мы, по крайней мере, как возникла наша старушка земля?
Ученые же выдвигают целый ряд разных теорий, назовем лишь некоторые из них:
1. Земля возникла из холодного метеоритного материала, который разогрелся лишь в результате высвобождения энергии, возникшей при столкновении материи.
2. Земля возникла в результате скопления холодных обломков космической материи. она разогрелась вследствие распада атомных ядер, поскольку в большой массе земли оказалась достигнутой «критическая масса» радиоактивного вещества.
3. Вначале скапливались только большие (метеоритные) массы железа, которые в настоящее время образуют земное ядро, вокруг него за счет силы тяжести скопились массы камней.
4. Из космического тумана вначале сконденсировались железо и никель, они образовали ядро земли. затем начали конденсироваться сульфиды и силикаты, образовавшие внешнюю оболочку.
 Ни один из этих вариантов не может быть с уверенностью отвергнут, так же как ни один из них не звучит достаточно убедительно, чтобы можно было пренебречь другими. Во всех этих представлениях есть один общий момент: произошло нечто грандиозное, наша земля возникла в результате серии катастроф.

Теория большого взрыва.

 Теория, которой придерживается большинство современных ученых, утверждает, что вселенная образовалась в результате так называемого большого взрыва. Невероятно горячий огненный шар, температура которого достигала миллиардов градусов, в какой-то момент взорвался и разбросал во всех направлениях потоки энергии и частиц материи, придав им колоссальное ускорение. взорвавшись, гигантский огненный шар разметал по пространству материю и энергию, которые впоследствии сгустились, образовав миллиарды звезд, а те, в свою очередь, объединились в многочисленные галактики.

После большого взрыва.

  Поскольку огненный шар, разлетевшийся на части в результате большого взрыва, имел колоссальную температуру, крохотные частицы материи обладали поначалу слишком большой энергией и не могли соединиться друг с другом, чтобы образовать атомы. Однако спустя примерно миллион лет температура вселенной понизилась до 4000 0с, и из элементарных частиц стали формироваться различные атомы. Сначала возникли самые легкие химические элементы – гелий и водород. Постепенно вселенная охлаждалась все сильнее, и образовывались более тяжелые элементы. Процесс образования новых атомов и элементов продолжается и по сей день в недрах таких звезд, как, к примеру, наше солнце. Их температура необычайно высока.
 Вселенная остывала. Новообразованные атомы собирались в гигантские облака пыли и газа. Частицы пыли сталкивались друг с другом, сливались в единое целое. Гравитационные силы притягивали маленькие объекты к более крупным. В результате во вселенной со временем сформировались галактики, звезды, планеты.

 Земля имеет расплавленное ядро, богатое железом и никелем. земная кора состоит из более легких элементов и как бы плавает на поверхности частично расплавленных горных пород, образующих мантию земли.

 Возникновение условий для жизни.
Земное ядро стремительно сжималось. Из-за ядерных реакций и распада радиоактивных элементов в недрах земли выделялось так много тепла, что образующие ее горные породы расплавились. Более легкие вещества, богатые кремнием – похожим на стекло минералом, - отделились в земном ядре от более плотных железа и никеля и образовали первую земную кору. Спустя примерно миллиард лет, когда земля существенно охладилась, земная кора затвердела и превратилась в прочную внешнюю оболочку нашей планеты, состоящую из твердых горных пород.
 Остывая, земля выбрасывала из своего ядра множество различных газов. Обычно это происходило при извержении вулканов. Легкие газы, такие, как водород или гелий, большей частью улетучивались в космическое пространство. Однако сила притяжения земли была достаточно велика, чтобы удерживать у ее поверхности более тяжелые газы. Они-то и составили основу земной атмосферы. часть водяных паров из атмосферы сконденсировалась, и на земле возникли океаны. Теперь наша планета была полностью готова к тому, чтобы стать колыбелью жизни. Ученые утверждают, что земная кора, океаны и атмосфера возникли на планете практически сразу, а, следовательно, практически сразу возникла и среда, подходящая для развития жизни. В первые 100 млн. лет после рождения планеты на ней уже существовали материки. как будто земля была сотворена в одно мгновение.
 Так на земле возникли миры, которые существуют в тесной взаимосвязи друг с другом:

 

«Мир камня» (литосфера)

   


«Мир воды» (гидросфера)


   


«Мир воздуха» (атмосфера)


   


«Мир жизни» (биосфера и ноосфера)

   

 Все «миры» (сферы) земли находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, они не могут существовать отдельно. Такая взаимосвязь называется – природный комплекс (пк). Это звенья одной цепи, если они порвутся, то наша планета земля просто погибнет. Изучением этих миров ты и будешь заниматься в течение учебного года в дистанционной школе.

 

Современный облик планеты.
Таков вид земли из космоса.


Из космоса наша земля кажется голубой планетой. И не только потому, что большую ее часть окутывают облака, но и потому что большую часть поверхности планеты занимают океаны и моря. (почти 3/4 поверхности).

 

 

 А теперь тебе предстоит выполнить контрольную работу. В этом помогут следующие источники.
1.География: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М.:АСТ-Пресс, 2001..
2.Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии / Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов – М.: Просвещение, 1994.
3. Я познаю мир: дет. энциклопедия: география /В. А. Маркин – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
4. Ресурсы интернет:
http://evolution.powernet.ru
http://www.area-x.ru
http://ru.wikipedia.org
http://www.geoglobus.ru

 Также ты можешь использовать любые источники информации и обращаться за помощью к родителям и учителю географии в школе.

Удачи!

 

Ольга Михайловна

скачать задания контрольной работы № 1

Посмотреть ответы 

Последнее обновление: 10/27/2009 19:12:16
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz