1. В каком слове сорок гласных?
Ответ: сорока
2. Как называется знак, который превращает слово семя в семья?
Ответ: разделительный мягкий знак.
3. Прочитайте вслух стихотворение И.Сельвинского. Может ли человек, не знающий русского языка, догадаться, о чем в нем идет речь? Почему?
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов
Пара барабанов
Била
Бой!
Ответ: Любой человек, даже не зная русского языка, поймет, что речь идет о барабанном бое. Поэт использует здесь звукопись.
4. Вслушайтесь в звучание стихотворения С.Маршака «Дождь».По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
Определите, какими сочетаниями звуков и их повторением передает поэт грохот грома и стук дождевых капель.
Ответ: грохот грома – р – гр -
Стук дождевых капель – повторение предлога –по.
5. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы:
лог, гол, люк, лед, пара?
Ответ: кол, лог, куль, толь, арап.
6. Объясните, почему А.С.Пушкин в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» рифмует:
«Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого»?
Ответ: По правилам современного русского литературного языка слово такого произносится как такова.
7. Прочитайте отрывок из стихотворения Р.Рождественского «Упражнение по фонетике». Какая особенность гласных звуков подчеркнута в нем?
Мы гласные,
Мы – гласные,
Стоглазые и властные.
Мы в вашем первом крике.
На фронте.
И на рынке.
В «Ура!»
И в «Помогите!»
На сцене.
На могиле.
В страдании
И в злобе…
Мы – как фундамент в слове.
Кричите, если страшно,
Кричите, если больно…
Мы – в лихости футбольной,
Когда – удар и – мимо.
Когда орут:
«На мы –ы –ы-ло - !»
Мы рвемся из гортани,
И вы нас не глотайте.
Мы не хотим обратно.
Мы - гласные.
Мы – правда.
Ответ: В стихотворении подчеркнуто, что при произнесении гласных воздух проходит через рот свободно. Гласные состоят только из голоса, их можно протянуть. «Глотая гласные, мы лишаем нашу речь звучности и делаем её невнятной.