Здравствуйте!
Сегодня мы будем изучать тему "Фонетика"
Самуил Яковлевич Маршак в книге «Воспитание словом» пишет о «музыке слов», о звуках нашей речи, при помощи которых великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности, о том, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.
Например, когда Гвидон превращается в комара, про него говорится:
Полетел и запищал…;
А комар-то злится, злится…
Когда же он превращается в шмеля, про него сказано:
Полетел и зажужжал…;
Он над ней жужжит, кружится…
В звуковых красках пушкинского стиха чувствуется зуденье и писк комара и жужжание шмеля.
Далее у Маршака мы читаем: «Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова - поэзии».
В словах мороз, пороша мы чувствуем зимний хруст. В словах гром, гроза мы слышим грохот.
В знаменитом стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» гремит раскатистое сочетание звуков «гр». В трех случаях из четырех эти аллитерации (повторение одинаковых согласных) создал народ (гром, гроза, грохочет), и только одну (играя) прибавил Тютчев.
Приведём стихотворение Агнии Барто «Игра в слова»:
Скажи погромче
Слово «Гром» - Грохочет слово, Словно гром. |
|
|
Скажи потише:
«Шесть мышат» - И сразу мыши Зашуршат. |
Скажи: «Кукушка на суку» Тебе послышится: «Ку-ку». |
|
|
А скажешь слово «Листопад» И листья падают, Летят, И, словно наяву, Ты видишь осень: Желтый сад
И мокрую траву.
|
Скажи «Родник» - И вот возник, Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. Мы и родник зовем ключом. (Ключ от дверей тут ни при чем). |
|
Конечно, звуковая сторона слова - это всего лишь его внешняя оболочка, форма. Но знание ее, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.
Звуковую сторону языка изучает фонетика.
В книге А.Милна «Винни –Пух и все-все-все» в пересказе Б.Заходера есть такая песенка главного героя:
Загадочный шум
Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки.
Возьмем это самое слово опять.
Зачем мы его произносим?
Когда бы свободно могли бы сказать
Ошесть, и осемь, и овосемь?
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьешься ответа.
Зачем эта хта обязательно та,
А жерка, как правило, эта.
Собака кусается… что ж не беда,
Загадочно то, что собака,
Хотя и кусает ся, но никогда
Себя не кусает, однако…
О, если б я мог все это понять,
Опилки пришли бы в порядок!
А то мне – загадочно – хочется спать
От всех этих трудных загадок!
Винни – Пуху, конечно, трудно решить загадки, потому что он не знаком с фонетикой.
Предлагаю помочь ему и выполнить задания. Их будет, как обычно, семь, и проверят они знание законов фонетики и орфоэпии (произношения).
Желаю успехов!
Наталья Владимировна
Скачать задания контрольной работы № 2
Посмотреть ответы...