Наше первое занятие будет посвящено словообразованию.
Давайте вспомним, что слово – это сложная структура, которую лингвистика рассматривает с разных сторон: фонетический анализ, орфоэпический анализ, лексический анализ, морфемный разбор, словообразовательный анализ, орфографический разбор, морфологический разбор и т.д.
Вот о морфемном разборе и словообразовательном анализе мы сегодня подробнее поговорим.
Слова в русском языке образуются по определенным образцам, которые называются словообразовательными моделями.
Словообразовательная модель рассказывает нам о значении и грамматических признаках слов, а также о том, как они образованы.
Например, слова, образованные с помощью суффикса ост(ь, ) являются именами существительными женского рода со значением отвлеченного признака:
Глупый – глупость, веселый – веселость.
С помощью суффикса ств(о) образуются имена существительное среднего рода с собирательным значением :
Учитель – учительство,
офицер – офицерство.
Имена прилагательные, образованные с помощью суффикса -оват- имеют значение неполноты проявления признака:
Сырой – сыроватый (не совсем сырой)
Горький – горьковатый (чуть-чуть горький).
Интересно, что суффикс -оват- не образует прилагательные от прилагательных, обозначающих положительные признаки: есть слово глуповатый от глупый, но нет слова умноватый от умный .
Как отмечает Е.А.Земская, «человек как бы не хочет уменьшать положительно оцениваемые (хорошие) признаки».
Таких словообразовательных моделей в русском языке множество. Будьте внимательны к строению слова, и оно вам поможет не только в словообразовании, но и в орфографии (правописании).
А теперь перейдем к заданиям.