"Знай наших!"

заочная школа для учащихся 6 классов

Ответы на задания Урока 4

«Мир воздуха» (Атмосфера)" 

 

1. Прочитай внимательно предложенную статью, рассмотрите схемы и рисунки, и ответь на вопросы.
А) Какого газа больше всего в воздухе? (Азот 78 %).
Б) Какие газы составляют тысячные и миллионные доли процента? (Криптон, ксенон, неон, гелий, водород, озон и прочие).
В) Что еще кроме газов содержит воздух? (Водяной пар, частички различных веществ, бактерии, пыльца, космическая пыль).
Г) Назови основные слои атмосферы (Тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера)
Д) На какой высоте образуется озоновый слой Земли? (20 – 25 км).
Е) В каком слое атмосферы наблюдается полярное сияние? (Термосфера).
Ж) Назовите процессы, происходящие в тропосфере. (Формирование и перемещение воздушных масс, образование циклонов и антициклонов, появление облаков и выпадение осадков).
З) Что такое правило геострофических ветров? («Если встать спиной к ветру в Северном полушарии, то область низкого давления будет слева».)
2. Назови причины образования ураганов, смерчей, торнадо. Какие регионы нашей планеты наиболее им подвержены?
Ответ: Чем больше разница в давлении, тем сильнее ветер. Это может привести к разрушительным ураганам, смерчам, торнадо.
В нескольких областях планеты тропические циклоны зарождаются наиболее часто. В Атлантическом океане это район Больших и Малых Антильских островов, Карибское море и Мексиканский залив. Здесь тропические циклоны называют ураганами. В Тихом океане тропические циклоны чаще всего возникают у Филиппинских островов, в Жёлтом море и к западу от Мексики. Тропические циклоны у юго-восточных берегов Азии и на Дальнем Востоке называют тайфунами (от кит.«тай фын» — большой ветер), а в Северной Америке — торнадо.
3. Итак, на формирование климата Земли оказывают влияние три глобальных процесса атмосферы: теплооборот, влагооборот и общая циркуляция атмосферы. Они тесно связаны между собой и воздействуют друг на друга. Объясни как.
Ответ: Разные части Земного шара имеют разную температуру, влажность и давление. Ветры стремятся дуть по прямой из областей высокого давления в области низкого давления. Скорость и направление ветра определяют погоду и климат. Так происходит постоянный обмен.
4. Рассмотри в тексте фотографии «Необычные явления в атмосфере». По описанию определи, о каком явлении атмосферы идет речь.
А) В жаркий летний день, во второй половине дня, вдруг свинцом наливаются тучи, темнеет небо, неожиданно налетает шквалистый ветер, сверкает молния, гремит гром и вслед за первыми крупными каплями дождя начинается сильнейший ливень, иногда с градом. (Гроза)
Б) Загадочное явление в атмосфере. Ослепительный огненный шар диаметром в десятки сантиметров появляется внезапно после грозы и тихо плывёт над землёй в потоках воздуха. Шаровая молния бывает грушевидной и каплеобразной формы, но энергетически ей выгоднее существовать в форме шара. (Шаровая молния)
В) Наша планета вращается в потоке заряженных частиц, испускаемых Солнцем. Солнечный ветер словно бы обдувает Землю, а магнитное поле планеты отклоняет его частицы. И только в полярных областях, у магнитных полюсов, где линии магнитного поля направлены к поверхности Земли, заряженные частицы проникают в верхние слои атмосферы — в ионосферу, вызывая её свечение. Яркими разноцветными дугами, лентами и занавесями украшает ночное небо. Это явление наблюдается в высоких широтах обоих полушарий. Особенно интенсивно в периоды солнечной активности. (Полярное сияние)
Г) Наблюдается летом после сильного дождя на фоне освещенных Солнцем облаков. Это яркая дуга из семи цветов солнечного спектра, от красного на внешнем крае до фиолетового на внутреннем. Чаще всего образуется на фоне кучево-дождевых облаков, состоящих из крупных капель, и появляется потому, что солнечные лучи преломляются и отражаются в каплях дождя. (Радуга)
Д) Выбившимся из сил путникам, бредущим по пустыне, порой видятся прохладные озёра, пейзажи городов и оазисов или караваны верблюдов. Это не плод воображения, а мнимые изображения отдалённых объектов. Они появляются, потому что над пустыней нередко образуются неравномерно нагретые слои воздуха, обладающие разной плотностью. На границе таких слоев лучи света, идущие от предметов, отклоняются от первоначального пути, описывают подобие дуги и возвращаются к земле за десятки и даже сотни километров. Поэтому в безлюдной пустыне иногда можно увидеть изображения объектов, находящихся далеко за горизонтом. (Мираж)
е) Иногда вокруг Солнца и Луны можно увидеть яркие светлые кольца, слабо окрашенные в радужные цвета. Они появляются, когда Солнце или Луну закрывают тонкие лёгкие перистые облака, состоящие из ледяных кристаллов. Лучи света преломляются в шестигранных призмах кристаллов, образуя светлые круги вокруг диска светила. Яркий малый круг гало имеет радиус 220, а большой круг, радиус которого равен 460, светится слабее и наблюдается реже. В некоторых случаях можно увидеть, что отдельные участки  светятся ярче других, они располагаются на одной линии с Солнцем и образуют «ложные солнца». (Гало)
5. Это явление атмосферы выглядит так: вместе с дождем на Землю падают разные предметы (иногда деньги) и живые существа (лягушки, медузы, рыбы и другие обитатели водоемов). Документально зарегистрировано, что в 1933 году в селе Кавалерово Приморского края шел дождь с медузами, а в 1949 году в одном из районов Новой Зеландии выпал дождь из живой рыбы, в 1804 году в Испании с неба посыпались зерна пшеницы.
Что это за удивительное явление? С чем оно связано? Какую опасность оно может представлять?
Ответ: Это смерч (торнадо) - атмосферный вихрь, возникающий в грозовом облаке и распространяющийся вниз, часто до самой земли, в виде темного облачного рукава или хобота диаметром в десятки и сотни метров. В создавшуюся область очень низкого давления могут быть засосаны разные предметы с поверхности земли, водоемы с их содержимым. При выравнивании давления все поднятое падает на землю. Может приносить большие разрушения, экологические катастрофы, угрожать жизни людей.
6. Какие воздушные массы зимой приносят на территорию России морозную погоду при ясном небе, весной и осенью – заморозки, а летом, достигая южных районов, часто вызывают засуху?
Ответ: Арктические воздушные массы.
7. Определите примерную высоту горы, если у ее подножия температура воздуха составила + 16 , а на вершине – 8.
Ответ: 1. Определим разницу температур у подножия и на вершине.
16 – (-8) = 240 C
2. Известно, что при подъеме вверх температура воздуха в среднем снижается на 60 C на каждый километр (данные есть в статье)
24:6=4 км
Ответ: 4 км.

Последнее обновление: 10/27/2009 19:12:16
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz