"Знай наших!"

заочная школа для учащихся 6 классов

Урок 5

Синтаксис и пунктуация

 

Здравствуйте, ребята!


Вот и подходит к концу наше «путешествие» по увлекательному и сложному миру лингвистики. Вы знакомились с новыми темами, закрепляли пройденное, выполняли задания, и, наконец, мы добрались до последнего этапа нашего заочного обучения – «страны знаков препинания». В разделе синтаксиса и пунктуации вы узнаете историю возникновения знаков препинания  и ,выполнив задание, повторите синтаксический разбор предложений, используя знания, полученные ранее на уроках русского языка.
Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Его основные единицы — предложение и словосочетание. А пунктуация занимается расстановкой в предложениях знаков препинания.

ЧТО МОГУТ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ?


В книге К. Паустовского «Золотая роза» есть глава «Случай в магазине Альшванга». В ней — замечательная история о том, как однажды в редакцию газеты «Моряк» тогда ещё не очень известный писатель Марк Соболь принёс свой новый рассказ. Тема рассказа была интересной, но он был написан какими-то издёрганными, путаными фразами. Печатать его в таком виде было невозможно, а упускать — жалко. Корректор Благов, опытный издательский работник, взялся поправить рассказ, не выбросив и не вписав ни одного слова.
«...Я прочёл рассказ и онемел. Это была прозрачная, литая проза. Всё стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и тени. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни одного слова...
- Это чудо! — сказал я. Как вы это сделали?
- Да просто расставил правильно знаки препинания. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь. Ещё Пушкин говорил о знаках препинания, что они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания — как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».
Вот немного интересных фактов из ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:], вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].
Пунктуация появилась намного позднее, чем запись слов с помощью знаков алфавита. До конца XV века текст писался даже без промежутков между словами.
Раньше всех была введена точка (в XV веке), затем — запятая (в XVI веке). После них появилась точка с запятой, которая употреблялась и как знак вопроса, и как промежуточный знак между двоеточием и запятой.
С возникновением книгопечатания появилась необходимость упорядочить знаки препинания. В книгах XVI века уже использовались запятая, точка с запятой, вопросительный знак (чуть позднее появился и восклицательный знак).
К концу XVIII века стали известны тире, кавычки и многоточие. Тире первым начал применять русский писатель Н. Карамзин. Правда, называл он его «черта», а языковед А. Барсов, ученик М. Ломоносова, — «молчанкой». Другие знаки препинания тоже не сразу получили привычные для нас имена: точка с запятой называлась «полуточием», восклицательный знак — «удивительным» знаком, кавычки — «пресекательным» или «отменительным» знаком, знак переноса— «единительным» знаком (или «единитным»), скобки — «вместительным» знаком (который «слово или целый разум в речь вмещает»).
В 1755 году в Петербурге была напечатана «Российская грамматика» М. Ломоносова, которая содержала сведения по орфографии и пунктуации. В наставлении второе приведён перечень всех знаков препинания и даны правила их употребления.
Точка, точка, запятая...
Все знаки препинания, даже не в тексте, а в одиночку несут на себе огромную смысловую нагрузку. Вот как определил смысл каждого знака препинания в с весёлом стихотворении «Точка, точка, запятая...» А. Шибаев:


Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.
Восклицательный знак
Бурным чувствам нет конца:
Пылкий нрав у молодца!
Вопросительный знак
Вечно думая над смыслом,
Изогнулся коромыслом.
Запятая
Выйдет на дорожку –
Всем подставит ножку!
Точка
Загораживает путь,
Предлагает отдохнуть.
Тире
Ляжет палочкой на строчку:
- Проходите по мосточку.


Предлагаю вам познакомиться с интересным высказыванием о О ПОЛЬЗЕ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ и перейдем к заданиям.
«Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли.
Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы, никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили — в Космосе, на Земле или даже в его собственной квартире.
Ещё через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались одни кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, а всё время кого-нибудь цитировал — так он разучился мыслить и дошёл до точки. Берегите знаки препинания!»

 Наталья Владимировна

Скачать задания контрольной работы № 5

Последнее обновление: 10/27/2009 19:12:16
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz