Здравствуй, дорогой друг!

Ты успешно выполнил еще одну контрольную работу. Напомню, что, выполнив все контрольные работы, ты получишь географический портрет нашей планеты Земля. Сегодня ты отправляешься в третье путешествие - «Мир воды».
Водная оболочка нашей планеты, т. е. вся вода в твердом, жидком и газообразном состоянии называется гидросфера. Это безбрежные просторы морей и океанов, синева озёр, сверкающие ленты рек и топи болот, облака и туманы, серебристый иней и капли росы. Водой покрыто около 3/4 поверхности Земли. Это бесцветное химическое соединение, не имеющее вкуса и запаха, - самое распространённое на планете, без него невозможно существование жизни. 
    

Морская волна

 

Озеро

 

Лед в океане

  

 Река

 

Болото


 Общий объём воды на земном шаре 1390 млн. км3, основная его часть приходится на моря и океаны — 96,4%. На суше наибольшее количество воды содержат ледники и постоянные снега — около 1,86% (при этом в горных ледниках — 0,2%). Около 1,7% от общего объёма гидросферы приходится на подземные воды и примерно 0,02% — на воды суши (реки, озёра, болота, искусственные водоёмы). Некоторое количество воды находится в живых организмах биосферы и в атмосфере. Пресная вода составляет лишь 2,64%.

Состав гидросферы Земли

 


 Гидросфера — единая оболочка, так как все воды взаимосвязаны и находятся в постоянных больших или малых круговоротах. Полное обновление вод происходит по-разному. Воды в полярных ледниках возобновляются за 8 тысяч лет, подземные воды — за 5 тысяч лет, озера — за 300 дней, реки — за 12 дней, водяной пар в атмосфере — за 9 дней, а воды Мирового океана — за 3 тысячи лет.

 

За долгую геологическую историю планеты не раз менялись очертания материков и океанов, развивались крупные покровные ледники, мощные реки уносили в моря и океаны огромные массы разрушенных горных пород. Во всех этих процессах принимала участие вода. Вода может течь вверх - она самостоятельно поднимается по почвенным капиллярам, питая влагой почвенный слой. Двигаясь вверх по капиллярным сосудам трав и деревьев, вода снабжает их питательными веществами. Океанические воды постоянно перемещаются, образуя своеобразный глобальный конвейер: холодные глубинные потоки двигаются от полюсов к экватору, а у поверхности ветры гонят нагретую Солнцем тёплую воду из экваториальных районов к полюсам.

Приливы в океане

В некоторых районах океана два раза в течение суток вода устремляется к берегу, затопляет пляжи, низины и два раза в сутки отступает от берега, и из воды «выныривают» камни, обнажаются основания утесов и пляжи, а океан отступает от берега на 10 – 20 см.  Кажется, что море дышит полной грудью и за каждым глубоким вздохом следует выдох. Научное объяснение этому явлению дал Исаак Ньютон в 1687 году на основе закона всемирного тяготения. Оказывается, все тела притягиваются друг к другу, сила притяжения Луны притягивает воду к тому месту океана, который ближе всего к спутнику. Самые высокие приливы бывают, когда Земля, Солнце и луна находятся на одной линии.

Приливы и отливы

   

Объем гидросферы постоянно меняется. По расчетам ученых, 4 миллиарда лет назад ее объем составлял всего 20 миллионов км3, то есть был почти в 7 тысяч раз меньше современного. В будущем количество воды на Земле, по-видимому, также будет возрастать, если учесть, что объем воды в мантии Земли оценивается в 20 миллиардов км3 — это в 15 раз больше современного объема гидросферы. Полагают, что поступление воды в гидросферу будет осуществляться из глубинных слоев Земли и при вулканических извержениях.

Опасности гидросферы

Цунами — это длинные волны, порождаемые мощным воздействием на всю толщу воды в океане или другом водоёме. Причиной большинства цунами являются подводные землетрясения, во время которых происходит резкое смещение (поднятие или опускание) участка морского дна. Цунами образуются при землетрясении любой силы, но большой силы достигают те, которые возникают из-за сильных землетрясений (более 7 баллов). В результате землетрясения распространяется несколько волн. Более 80% цунами возникают на периферии Тихого океана. Первое научное описание явления дал Хосе де Акоста в 1586 в Лиме, Перу после мощного землетрясения, тогда цунами высотой 25 метров ворвалось на сушу на расстояние 10км.
  

   


Наводнение— затопление местности в результате подъёма уровня воды в реках, озерах, морях из-за дождей, бурного таяния снегов, ветрового нагона воды на побережье и других причин, которое наносит урон здоровью людей и даже приводит к их гибели, а также причиняет материальный ущерб.

   

Значение и проблемы гидросферы

 Вода играет очень большую роль в жизни планеты: она накапливает солнечное тепло и перераспределяет его на Земле; с Мирового океана на сушу поступают атмосферные осадки.
За геологическую историю в гидросфере происходили значительные изменения, однако известно о них мало. Подсчитано, что в ледниковые периоды резко возрастало количество льда, и за счет этого происходило уменьшение объема и понижение уровня Мирового океана на десятки метров. В настоящее время гидросфера охвачена невиданными по скорости и размерам преобразованиями, связанными с технической деятельностью человека. Ежегодно используется около 5 тысяч км3 воды, а загрязняется в 10 раз больше. Некоторые страны начали испытывать нехватку пресной воды. Это не означает, что ее на Земле мало: просто человек еще не научился ее рационально использовать.
Гидросфера взаимодействует с литосферой. Об этом свидетельствуют процессы, связанные с работой воды. Взаимодействует гидросфера и с атмосферой: облака состоят из паров воды, испарившихся с поверхности морей и океанов. Гидросфера также взаимодействует и с биосферой, так как живые существа, населяющие биосферу, не могут жить без воды. Взаимодействуя с различными оболочками планеты, гидросфера выступает, в свою очередь, как часть целостной природы земной поверхности.
Вот и закончилось твое путешествие в «Мир воды», теперь тебе предстоит выступить в роли исследователя и выполнить контрольную работу.

Тебе помогут следующие источники.

1.Географический атлас.
2.География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.:Аст-Пресс, 2001
3.Пармузин Ю.П. Словарь по физической географии / Ю.П. Пармузин, Г.В. Карпов – М.: Просвещение, 1994.
4.Учебник географии
5.Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: География /В. А. Маркин – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999
6.Ресурсы Интернет:
http:// students.russianplanet.ru
http://www.geoglobus.ru
http://ru.wikipedia.org
http://geography.kz

Также ты можешь использовать любые источники информации и обращаться за помощью к родителям и учителю географии в школе.

Удачи!


  

Ольга Михайловна

скачать задания контрольной работы № 3

Посмотреть ответы...

Hosted by uCoz