"Знай наших!"

заочная школа для учащихся 6 классов

Урок 2

 Фонетика

 

 Здравствуйте!

Сегодня мы будем изучать тему "Фонетика"

 

 Самуил Яковлевич Маршак в книге «Воспитание словом» пишет о «музыке слов», о звуках нашей речи, при помощи которых великий Пушкин достигает в своих сказках предельной выразительности, о том, как много значат в его стихах не только каждое слово, но и каждый звук, каждая гласная и согласная.
 Например, когда Гвидон превращается в комара, про него говорится:

Полетел и запищал…;

А комар-то злится, злится…

 Когда же он превращается в шмеля, про него сказано:

Полетел и зажужжал…;

Он над ней жужжит, кружится…


 В звуковых красках пушкинского стиха чувствуется зуденье и писк комара и жужжание шмеля.
 Далее у Маршака мы читаем: «Если бы язык не был поэтичен, не было бы искусства слова - поэзии».
В словах мороз, пороша мы чувствуем зимний хруст. В словах гром, гроза мы слышим грохот.
 В знаменитом стихотворении Тютчева «Весенняя гроза» гремит раскатистое сочетание звуков «гр». В трех случаях из четырех эти аллитерации (повторение одинаковых согласных) создал народ (гром, гроза, грохочет), и только одну (играя) прибавил Тютчев.

Приведём стихотворение  Агнии  Барто «Игра в слова»:


 

Скажи погромче  

Слово «Гром» -
Грохочет слово,
Словно гром.

 
   

Скажи потише:

«Шесть мышат» -
И сразу мыши
Зашуршат.

Скажи:
«Кукушка на суку»
Тебе послышится:
«Ку-ку».

 
  

 

 

А скажешь слово
«Листопад»
И листья падают,
Летят,
И, словно наяву,
Ты видишь осень:
Желтый сад

И мокрую траву.

Скажи «Родник» -
И вот возник,
Бежит в зеленой чаще
Веселый ключ журчащий.
Мы и родник зовем ключом.
(Ключ от дверей тут ни при чем).

 

 

 Конечно, звуковая сторона слова - это всего лишь его внешняя оболочка, форма. Но знание ее, знание фонетики необходимо для глубокого усвоения родной речи.

 Звуковую сторону языка изучает фонетика.

 

 В книге А.Милна «Винни –Пух и все-все-все» в пересказе Б.Заходера есть такая песенка главного героя:

Загадочный шум

Опять ничего не могу я понять,
Опилки мои в беспорядке.
Везде и повсюду, опять и опять
Меня окружают загадки.
Возьмем это самое слово опять.
Зачем мы его произносим?
Когда бы свободно могли бы сказать
Ошесть, и осемь, и овосемь?
Молчит этажерка, молчит и тахта –
У них не добьешься ответа.
Зачем эта хта обязательно та,
А жерка, как правило, эта.
Собака кусается… что ж не беда,
Загадочно то, что собака,
Хотя и кусает  ся, но никогда
Себя не кусает, однако…
О, если б я мог все это понять,
Опилки пришли бы в порядок!
А то мне – загадочно – хочется спать
От всех этих трудных загадок!

 

 Винни – Пуху, конечно, трудно решить загадки, потому что он не знаком с фонетикой.

 Предлагаю помочь ему и  выполнить задания. Их будет, как обычно, семь, и проверят они знание законов фонетики и орфоэпии (произношения).

 

 Желаю успехов!

Наталья Владимировна

Скачать задания контрольной работы № 2

Посмотреть ответы...

Последнее обновление: 10/27/2009 19:12:16
Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz